"Запорожье" стало гордо называться "Голубой устрицей"
Как не противны воспоминания о «голубизне» на «Запорожье», но из песни слов не выкинешь. В ноябре 1993 г. Я ушел на «Беломорье» наставником (Олег Хохлов вспоминал выше об этом походе) и вернулся в мае 94 года. «Активиста» того помню прекрасно (так получается, что хороших парней подзабываешь со временем, а курвецы в памяти фотографируются, поэтому прости меня кокер – помню смутно). Фамилию его не называю, звали его Сергей Станиславович и родом он из подмосковного Чкаловска. Парень высокий, симпатичный, но с нарушенной психикой: на него голос слегка повысишь – на глазах слезы). Месяцев за 8 до этих событий он получил телеграмму о рождении ребенка. Отпустил я его в отпуск, но приказал без копий о регистрации ребенка и о женитьбе лучше не возвращаться (опять слезы на глазах). За несколько дней до возвращения – телеграмма: «Жениться не разрешаю я – отец Светы» (текст дословный). Оказалось папа Светы – боевой летчик, майор и решил лучше дочь иметь мать-одиночку, чем такого зятя.
Себя не оправдывал, но произошедшее анализировал: старый, в морском отношении бесперспективный корабль (восемь лет без ремонта), угрожающая ротация всех категорий личного состава (только старпомов за 6 лет сменилось пятеро), причем лучших забирали на плавающие корабли. Можно вспомнить и общую обстановку: офицеры больше думали, как прокормить семью, ездили разгружать вагоны, ловили треску и крабов на продажу, обменивали их на хлеб у работников хлебозавода, перестали столоваться в кают-компании, продукты несли домой сухим пайком. Я сам ездил с тушенкой и кубинскими сувенирами к директору банка «выбить» хоть немного денег экипажу на зарплату (но все равно часть забирала бригада).
Ну и, хотелось бы думать, - что еще раз подтвердилась мысль о роли личности в корабельной истории – длительное отсутствие «злого старпома».
Можете на меня обижаться, но основной принцип поддержания порядка на корабле (в моем понимании и исполнении) был прост – днем «задолбать» матроса службой (но только службой) до такого состояния, что-бы к вечеру у него в голове была только одна мысль – добраться до койки и уснуть.
Но заметьте – все эти меры направлены на решение одной задачи: не дать совершить «шалости» 18-20 летним лбам. И в какой-то момент им удавалось перехитрить: кто-то ударял молодого матроса в грудь, хоть и один раз, кто-то «опускал стукача». Сейчас некоторым стыдно за себя. А мне стыдно за то, что я не предотвратил ваш стыд. Такими вас сделал не Флот, он только обострил (специфика замкнутого однополого коллектива) ваши личные качества, принесенные с «гражданки». Кому-то мои слова покажутся резкими. Но говоря обо всех, я все равно помню, что подавляющее большинство из вас были нормальными парнями.
Если увижу понимание с вашей стороны, то приведу еще много примеров из истории нашей бригады, когда «злые» командиры и старпомы отправляли вас на ДМБ в пассажирских вагонах, а добрые – ящиком в почтово-товарных. Прошу извинить за многословие.